Сайт МДОУ "Детский сад" №25


Советует психолог


Как правильно укладывать ребенка спать?


Правильно – значит без скандалов, травм и взаимного изнурения детей и родителей от процесса укладывания. Никто не должен отказываться от любимых вечерних удовольствий, взрослые имеют право на личную жизнь, свободную от воспитания и присутствия ребенка. Ребенок же должен спать достаточное количество времени, чтобы высыпаться и легко просыпаться утром.

Лучше всего укладывать ребенка в одно и то же время – для дошкольника это не позднее, чем 21.30. можно почитать что-то на ночь, только не слишком страшное или возбуждающее. Можно поставить тихую музыку.

Чтобы дети быстрее засыпали, вам необходимо привить им умение придерживаться определенного режима дня. Ребенка надо готовить ко сну постепенно. Дайте ему знать, что, к примеру, через 15 минут он уже должен быть в постели. Если же вы резко скажете: «Пора спать!», то вероятно вы натолкнетесь на упрямство. Представленные ребенку временные пределы дадут ему возможность сделать то, что он еще не успел.

Полезно иметь в семье определенную традицию отхода ко сну и стараться соблюдать ее каждый вечер. Например: купание, чистка зубов, чтение книги и.т.д.

С ребенком можно поговорить на тему: « Какие неприятности произошли, и, что радостного сегодня произошло у ребенка». Этим вы даете ребенку ощущение доброты и семейного тепла, а так же вы узнаете проблемы вашего ребенка.

Укладывая ребенка спать, присутствие взрослых в комнате не обязательно, но не надо настаивать на том, чтобы ребенок неприметно засыпал один – очень многие малыши чувствуют страх, когда находятся в одиночестве. Можно просто приоткрыть дверь, чтобы ребенок ощутил присутствие других членов семьи рядом. Многие дети любят, чтобы с ними полежали, - это обычно особо чувствительные, эмоциональные малыши, для которых тактильный контакт является важнейшей потребностью. Очень хорошо, если ребенок имеет возможность взять с собой в кровать мягкую игрушку.

Вообще дети, имеющие адекватную нагрузку, от которой приходит здоровая усталость, засыпает легко в любых условиях.



Как развивать самостоятельность ребенка?


В семье растет малыш. Как хочется нам, родителям, чтобы он стал успешным и счастливым. С самого раннего возраста мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать его способности. Однако всегда ли добиваемся ожидаемого результата?

Нередко при попытках чему-либо научить ребенка – элементарным навыкам гигиены, уборке игрушек, рисованию, танцам и.т.д., взрослые сталкиваются с рядом проблем.

Нужно помнить, что любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности. Целенаправленное развитие способностей, формирование конкретных умений и навыков – непростая задача.

Как показывает само слово способности, речь идет не о приобретении некого качества, а об освоении определенного способа действия. Любые способности формируются у ребенка в процессе его собственной активной деятельности, так как все дети от природы достаточно активны. Торможение ребенка всегда имеет определенные причины: плохое самочувствие, физические трудности, несовпадение желаний ребенка с тем, что хотят от него взрослые и.т.п. иначе говоря, психологически лень маленького ребенка – это не плохое поведение, а неестественное состояние организма. В раннем детстве лень возникает как защитная реакция ребенка на неприятную для него деятельность. Но если лень проявляется часто, то со временем вырастает ленивое нерасторопное существо, которому «ничего не охота», все «до лампочки».

Успех, позитивный результат – вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность. Собственный, самостоятельно достигнутый успешный результат в деятельности – это и есть главный «воспитатель» любой способности.

Успешность ребенка в разных видах деятельности зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. И они с удивлением обнаруживают, что ребенок отстает от сверстников.

Оказавшись в детском саду, многие дети начинают самостоятельно одеваться, есть, легко находят общий язык с другими сверстниками. Но с некоторыми детьми возникает масса проблем, потому что они ничего не умеют – они привыкли, что каждый момент их жизни – от одевания и кормежки обеспечивается взрослым. У таких детей просто нет никакого опыта самостоятельной деятельности.

Практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности ребенка лежит в условиях его домашнего воспитания, точнее в том, как относятся к проблеме самостоятельности ребенка его родители.

На первый взгляд любой ребенок, вырастая, постепенно и естественно становится самостоятельным: ползает, сидит, стоит, ходит и.т.д. однако так ли все просто, если рассматривать самостоятельность как личностную характеристику ребенка? Ведь каждый человек – это особый мир впечатлений, чувств, переживаний! Каждый ребенок - неповторимая личность. Всегда ли мы, родители, признаем право ребенка быть личностью. Если мы во всем будем руководить поведением малыша, то проблема развития у него самостоятельности вряд ли сможет нас взволновать.

Ребенок должен иметь возможность реализовать свои способности, возможность проявлять себя в повседневной жизни. Когда маленький ребенок начинает сам есть, одеваться и даже помогать маме, он гордится собой, самоутверждается, чувствует себя более способным и похожим на взрослого. Если продолжать полностью обслуживать своего ребенка, потому что так удобно вам, то у ребенка может возникнуть чувство неспособности, то есть внутреннего дискомфорта. Чтобы компенсировать такое неприятное состояние, ребенок будет искать способ самоутвердиться в любой другой деятельности, которая будет казаться ему более доступной. Нередко эта деятельность носит негативный характер. Если ребенок не имеет позитивной самореализации, то есть ребенку нечем заняться, нечего и негде «построить», он, весьма вероятно, вскоре найдет, что «поломать». Ведь известно, что ломать легче, чем строить.

Отсутствие опыта элементарной самостоятельности, полное избавление от необходимости заботиться о себе в детском возрасте, приводит к негативному развитию личности.

Подчас родители сетуют, что готовы предоставить ребенку свободу для проявления активности, но он «сам не хочет». Может быть, он «уже» не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторять? Кстати, родители могли этого и не заметить. Ведь так часто приходится слышать родительские указания: «НЕ бери, НЕ ходи, НЕ трогай» и еще много всяких НЕ и НЕЛЬЗЯ…

Иначе говоря, воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка.

Как же быть взрослому? Ведь действительно многое нельзя. Однако многое ведь и можно! И есть такой простой прием, как переключение внимания: например, ребенок ломает ветки кустов или не хочет отдавать чужую игрушку, можно переключить его внимания на другой интересный предмет или событие – «Смотри, какая собачка бежит», «А твоя машинка лучше песок возит…», «Пойдем голубей покормим…». Таким образом, ребенок сам тормозит и переключает свои действия с одного предмета на другой, то есть приобретает навыки самоорганизации. Однако успешность таких приемов зависит и от компетентности взрослого – его способности быть внимательным, знающим как организовать дело ребенка, чтобы ребенок был успешным деятелем. Взрослому важно вовремя оказать необходимую помощь ребенку, чтобы возникшие трудности не показались малышу непреодолимыми. Вместе с тем важно не перестараться, то есть, помогая ребенку, не делать того, что ребенок вполне уже может сделать сам. Итак, говоря о роли взрослых в развитии самостоятельности маленьких детей, можно выделить главный принцип помощи малышу: «вместе с ребенком, а не вместо него».

Следуя этому принципу, можно вскоре увидеть, как заметно выросла самостоятельность ребенка. Однако вместе с радостным приобретением, возможно, возникает и некоторое чувство потери: обретая самостоятельность, ребенок все чаще и настойчивее выражает свое мнение по разным поводам – начиная с того, что он хочет надевать, есть, где гулять, более того, он уже может выдать критические замечания в отношении самого взрослого.

Развитие самостоятельности ребенка создает реальную почву для непослушания ребенка. Этот вопрос требует отдельного обсуждения. Идеально послушный – это ребенок, который всегда слушается взрослых. На первый взгляд – это правильно и очень хорошо. А если посмотреть глубже? Привыкая безоговорочно слушаться, ребенок одновременно отказывается от проявления собственных желаний: он всегда полагается на взрослого, а значит не получает опыта самостоятельных решений. Сможет ли он в дальнейшем стать вполне самостоятельным и ответственным человеком?

Воспитывая ребенка, каждый взрослый в своих требованиях вынужден балансировать между двумя полюсами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Как найти «золотую середину» каждому родителю для каждого ребенка? Готовых рецептов нет. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Также очень важен положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Лучшее, что могут дать родители своим детям, - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности.




Ознакомление детей младшей группы с художественной литературой.

Из опыта работы Жуйковой В.Л., воспитателя первой квалификационной категорию.


Обучение родному языку в детском саду осуществляется на занятиях:
• «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»,
• «Ознакомление с явлениями окружающей действительности»,
• «Подготовка детей к обучению грамоте»,

вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Работу на занятиях по данному разделу программы мы осуществляем по трем основным направлениям:
1) Ознакомление детей с детской художественной литературой. Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки, потешки и т.д.)
2) Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, связной выразительной речи, ее грамматического строя.
3) Развитие умственных способностей на материале художественной литературы занимает центральное место в разделе. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие мышления и воображения ребенка.

Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой мы осуществляем на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте мы учим детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, учим детей следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Обращая внимание детей на образный язык произведений, привлекаем их к повторению отдельных слов, выражений, песенных персонажей. Даже если дети повторяют интонацию воспитателя, это уже закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Используя в своей работе народные сказки, песенки, потешки, загадки, даем образцы ритмической речи, знакомим детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие фразы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки - ребятушки» и др. в младшей группе после чтения сказки проводим моделирование ее эпизодов – так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Так, например, после чтения сказки «Три медведя» проводим беседу по усвоению сказки. На следующем занятии после повторного чтения этой же сказки дети действуют кружочками-заместителями (3 коричневых кружка разного размера).

Отдельные места читаемых произведений повторяем просто для того, чтобы дети их запомнили – запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.

Читая (рассказывая) в младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок», мы стараемся, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяем ее несколько раз. Естественно, что при этом дети усваивают и интонации персонажей.

Основная задача чтения дошкольникам – научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).

Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой, сначала мы читаем детям текст, а затем рассматриваем с ними иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за слово, а не наоборот – иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Но после того как книга прочитана, мы фиксируем внимание детей на ее содержании, показываем иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.

Исключение – в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова – до чтения при объяснении этих слов мы показываем соответствующие иллюстрации.

На занятиях по чтению учим детей слушать, обсуждать, пересказывать литературные произведения, при этом дети невольно запоминают их целиком или частично.

Учим детей запоминать, эта интеллектуальная работа, полезна ребенку в 3 отношениях: помогает более быстрому обогащению речи ребенка, интенсивнее развивает эстетические чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного), укрепляет память – образную и вербальную.

Заучиваем с детьми художественные произведения несложных жанров. Занятие целиком мы не посвящаем заучиванию одного интересного произведения – дополняем занятия другими работами – повтор ранее заученного, игры по технике речи.

В младшем дошкольном возрасте используем наглядность, даже театрализацию стихотворения непосредственно перед заучиванием наизусть. Далее – предлагаем повторить строки с воспитателем вместе, а потом просим ребенка рассказать все стихотворение, при этом потихоньку, подсказываем ему лишь слова при забывании. Если есть необходимость, то некоторым детям снова читаем текст, а ребенок его заканчивает. После такого упражнения задания для ребенка усложняем – он должен повторить за воспитателем целые строфы (2-4 строки).

В свободное время смотрим с малышами фильмы на темы тех сказок и рассказов, которые уже дети слушали в чтении, и которые видели на картинках-иллюстрациях. По сравнению с типографским исполнением рисунка фильм отличается своеобразием материальных средств подачи иллюстрации . Проекция может сопровождаться и голосом воспитателя, и голосом диктора , т.е. технизация обучения родному языку, имеющая несравненно большее возбуждение детей. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действительность, если они используются слишком часто. Поэтому фильмы показываем примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий – в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа.

Во младшей группе рекомендуется расчленять зрительное и слуховое восприятие. При демонстрации с детьми сначала рассматриваем кадр-картинку, а затем дети слушают рассказ об увиденном. Иногда организовываем с детьми игру-драматизацию художественного произведения. После того, как рассмотрим с детьми кадр-картинку, передаем содержание с сохранением интонаций. После показа фильма – организуем своеобразное его обсуждение – дети воспроизводят отдельные эпизоды, делятся своими впечатлениями, делают свои выводы. Малышам вначале было трудно воспринимать голос, записанный на пластинке, но они быстро привыкли к этому.

В свободное от занятий время организовываем специальные игры и игровые упражнения по развитию речи детей. Способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности является необходимой предпосылкой не только взаимопонимания между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения он мог связно и в целом грамматически правильно и понятно общаться с детьми и взрослыми.




Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста


Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место «Игры с водой и песком». Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.

Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим песком, желательно на ножках. Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приёма детей. Песочницы должны быть оборудованы крышками, в целях гигиены, для того, чтобы песок оставался чистым.

Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Малыши с большим удовольствием играют в песке, но основным условием успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.

Воспитатель при первом знакомстве детей с песком, берёт от 3 до 6 человек, расставляет детей вокруг песочницы. Знакомит их с оборудованием: лопатки на каждого ребёнка, ведёрки, сито для просеивания песка, различные формочки, игрушки для игры – «мельницы», разных конструкций. Воспитатель объясняет, как можно действовать с песком: набирать лопаткой, насыпать в ведёрки, в формочки. В игре взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо объяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пасочку, а ещё необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивую паску, опрокидывать форму нужно аккуратно, всё это нужно не только сопровождать объяснением, но и показать детям. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают своё воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек « домиков для кукол», «постройки гаражей для машин», а также « волшебных замков».

Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.

В зимнее время года можно устраивать для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой (температура воды должна быть не менее 20- 22 градусов), клеёнчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры желательно в первой половине дня (по 2 – 3 ребёнка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет « тонет», « плавает», «водичка чистая», «тёплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.

Такие же игры можно проводить в тёплое летнее время на прогулке, используя маленький надувной бассейн.

Старший воспитатель Добренкова Н.А.

Hosted by uCoz